Основные правила парковки во дворах жилых домов в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные правила парковки во дворах жилых домов в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф за стоянку на тротуаре – 3 тыс. рублей в Москве и Санкт-Петербурге, 1 тыс. в регионах России. Водитель, припарковавшийся на газоне или ином зеленом насаждении, заплатит до 5000 руб. За стоянку под окнами инспектор вправе взыскать 1000 руб.
Гостевые и постоянные парковки
В соответствии с законом, во дворе гости (и владельцы квартир) могут пользоваться возможностью так называемой гостевой парковки — то есть правом оставить автомобиль во дворе, при условии, что его расположение ничего не нарушает (например, машина не стоит на газоне) и парковка действительно кратковременная. Оставлять надолго машины на таких условиях нельзя. Но! Если жильцы оставляют на ночь свой транспорт около дома, это может считаться как временная парковка, ничего дополнительно оформлять не нужно, ограничений существенных нет, но такое парковочное место не может быть закреплено за конкретным автолюбителем, поэтому все возможные претензии не имеют никакой силы.
Если же автовладельцы хотят держать свой транспорт на «постоянном» месте, иметь возможность оставлять его надолго, то необходимо организовать стационарную парковку. Это тоже возможно, даже во дворе, но в этом случае уже нужно будет оформлять все официально.
Предполагаемые нововведения
К числу наиболее противоречивых и ожидаемых нововведений специалисты относят проект «Справедливой России» о соотношении парковочных мест и размеров собственности. Суть проекта заключается в следующем:
- Для классической однокомнатной квартиры со средней площадью 30-33 кв.м предусматривается наличие 1 парковочного места. Если же площадь собственности превышает 50 кв.м, то его владельцу положено 2 места на стоянке.
- В многоквартирном доме (свыше 1000 квартир) необходимо наличие 40 гостевых мест для стоянки. Если же речь идет о крупном жилом комплексе, где количество квартир более 2000, то необходимо наличие 80 мест.
Данный законопроект находится в стадии разработки. Он далеко не совершенен, ведь некоторые собственники однокомнатной квартиры имеют 2 автомобиля, а владельцы двухкомнатной квартиры могут обходиться без личного транспортного средства. Следовательно, одним жильцам будет катастрофически не хватать мест для стоянки, а другие парковочные места будут пустовать. Единственным решением станет добровольные договоренности между собственниками.
Верховный суд запретил парковку во дворах жилых домов – это правда?
Между тем, данная ситуация неоднократно оспаривалась в российских судах. Одним из самых ярких и важных судебных актов является решение Верховного суда РФ № АПЛ18-470. В нем водитель, получивший штраф за парковку на прилегающей стоянке, жаловался на то, что вышеупомянутый СанПин нарушает первоочередные нормы федерального законодательства, в том числе Градостроительного кодекса.
Однако Верховный суд не нашел в этом деле противоречий. Кроме того, в Кодексе говорится только об обязанности организовывать парковочные места во дворах, а СанПин ясно дает понять, что речь идет о парковочных местах для посетителей.
Таким образом, даже если вы живете в здании, вы не можете парковать свой автомобиль во дворе. Это означает привилегированное использование парковочного пространства. Такова точка зрения Верховного суда.
Помимо вышеупомянутых законов и кодексов, существуют также основные документы для водителей, то есть правила дорожного движения. В дворах по-прежнему запрещено парковать грузовики с максимальной разрешенной массой более 3,5 тонн. Об этом говорится в разделе 17.2 Правил дорожного движения.
Но обратите внимание на два важных тонких оттенка этого правила.
- В нем говорится о стоянке — то есть остановке более чем на пять минут — и, кроме того, стоянка более пяти минут не считается стоянкой, если она связана с погрузкой/выгрузкой или приемом/посадкой пассажиров.
- Если есть разметка, позволяющая грузовикам парковаться во дворе, запрет больше не действует.
Рассматривая вопрос о парковке возле жилых домов, важно помнить о Кодексе дорожного движения. Он предусматривает, что в жилых районах запрещается.
- ‘Дальнее движение’. Имеется в виду движение в сторону другой части дороги и проезд через двор с целью сокращения общего расстояния. В таких случаях водитель автоматически нарушает Кодекс дорожного движения.
- Парковаться с включенным двигателем более пяти минут. Это правило продиктовано обеспокоенностью людей по поводу негативного влияния выхлопных газов. Недостатком является то, что привлечь к ответственности водителей автомобилей по этому правилу практически невозможно. Это особенно актуально зимой, когда на улице холодно и водителям необходимо прогреть свой автомобиль.
- Учебное вождение. Вождение в жилых районах в учебных целях запрещено, если автомобиль имеет знак «Y».
- Разворачиваться и ехать задним ходом. Исключением из этого правила являются случаи, когда у водителя нет выбора. Если он застрял в тупике.
Также запрещается парковать грузовики в жилых дворах в соответствии с Правилами дорожного движения. Парковка разрешена только в том случае, если вес автомобиля не превышает 3,5 тонны, а сам автомобиль припаркован в специально отведенном месте. На практике водители грузовиков редко заезжают во двор. Исключения делаются в следующих случаях
- В доме живет член семьи или друг.
- Человек не может найти правильный путь.
- Водитель грузовика намерен остаться на ночь и ищет тихое место для ночлега.
Независимо от причины, водитель такого транспортного средства нарушает закон. Более того, существуют строгие правила даже для легковых автомобилей в жилом секторе.
- Не допускается парковка на тротуарах, газонах, спортивных аренах или других предназначенных для этого местах.
- Запрещена парковка таким образом, чтобы препятствовать движению других транспортных средств.
- Запрещается парковка под балконами или окнами (допускается расстояние не менее 10 метров).
Что считается неправильной парковкой возле подъезда
Неправильно припарковаться можно и на оборудованной площадке. Запрещено оставлять авто с работающим мотором без присмотра больше пяти минут. Нельзя ставить машину таким образом, чтобы она мешала выезду других граждан. Это продиктовано не только требованиями уважения, но и риском повредить чужое имущество. Припаркованный автомобиль, который недобросовестный водитель загородил, может потребоваться владельцу для срочного дела, например, поездки в больницу. Запрещено ставить транспорт так, чтобы он мешал дорожному или пешеходному движению. Также недопустимо парковать машину:
- на тротуарах;
- клумбах и газонах;
- детских площадках;
- возле мусорных баков;
- ближе к зданию, чем это предусмотрено правилами СанПиНа.
Недопустимо оставлять во дворах транспорт тяжелее 3,5 тонн. Правила к спецтранспорту относятся (если он приехал по вызову), но обычно жильцы с пониманием относятся и не подают жалоб на неправильно припаркованные возле подъезда специализированные авто. При этом на тротуаре стоять им разрешено.
Какой штраф предусмотрен за самостоятельное ограждение парковочного места?
За самостоятельное ограждение парковочного места управляющая компания может выписать предписание о сносе незаконных заграждений.
Помимо этого, нарушителя могут привлечь к административной ответственности и тогда придётся платить штраф.
Если кадастровая стоимость участка определена, то обычных граждан ждёт штраф от 1 до 1,5% от цены участка, но не менее 5 тыс. рублей. Для должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не менее 20 тыс. рублей. Для юридических лиц — от 2 до 3% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей. Если кадастровая стоимость не определена, то штраф составляет от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; для должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс.; для юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс.
Что делать, если не хватает парковочных мест на придомовой территории?
Если парковочных мест во дворе дома не хватает, то собственники могут подать заявление с предложением об организации парковки в органы государственной и муниципальной власти. Конечно, индивидуальное место для парковки автомобиля собственнику не дадут. Но могут рассмотреть вариант организации общей парковки на муниципальной земле.
Если всё хорошо и на выбранном земельном участке можно делать парковку, то двор включат в программу по благоустройству. Сроки выполнения работ зависят от комплексной программы по благоустройству района.
После того как оборудуют парковку, необходимо проследить, чтобы её поставили на кадастровый учёт, иначе через несколько лет её могут снести и построить здесь что-то другое, например, детский сад.
Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, обратила внимание на отсутствие противоречий между спорными моментами СанПина и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.
Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утвержден в соответствии с действующим законодательством, подписан главой государственной службы здравоохранения Российской Федерации в пределах его компетенции.
В Вооруженных силах РФ отметили, что в Федеральных законах от 28.07.2012 г. 52-ФЗ, вып. 7-ФЗ, вып. 35-ФЗ, на которую ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых парковочных мест для автотранспорта на территории жилых домов. Следовательно, оспариваемые пункты RLA им не противоречат.
Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение автостоянок в жилых массивах допускается ч. 3 ст. 35 ГК РФ и предусмотренных п. 5.1. Правил совместного предприятия 42.13330.2016. При этом отсутствуют зазоры от фасада дома или детских площадок для гостевых парковок (п.11 примечаний к таблице 7.1.1 раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03).
По этим причинам судья первой инстанции отклонил ходатайство истца, оставив в стороне доводы, касающиеся использования гостевых парковочных мест жителями кондоминиума как постоянные.
Парковка во дворах жилых домов
Мест не хватает, и россияне ставят автомобили так, как им позволяет воспитание. Идти лишние пятьсот метров никому не хочется, поэтому автомобили могут оказаться на детской площадке, газоне, пешеходной дорожке. Некоторые перекрывают подъезд к мусорным бачкам, а ещё есть любители, которые паркуются поперёк транспортных средств, оставленных на стоянке. Их не волнует, что другие водители не смогут поехать с утра пораньше на работу или отвезти ребёнка в детский сад. Зато других собственников почему-то не удивляет, что у таких парковщиков колёса оказываются спущенными, а капот – поцарапанным. Бывает, что кто-то по доброте душевной кинет горсть семечек для воробьёв и голубей на крышу…
Парковка во дворах жилых домов – зачастую дело непростое и нервное. Будет проще, если собственники квартир сумеют договориться о реконструкции и обустройстве площадок под стоянки.
Некоторые россияне ставят шлагбаумы на въезде во дворы, чтобы проезжать могли только свои и спецмашины. Есть идеи вообще запретить парковку во дворах, чтобы там было зелено, чисто и безопасно. Транспорт же надо ставить где-то в стороне. Одна проблема – где найти эту сторону, если один квартал плотно примыкает к другому…
Санитарные нормы и правила парковок во дворах
Есть Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) “О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 109), в котором в таблице 7.1.1. описаны правила для стоянки автомобилей во дворах жилых домов. Согласно ним, парковка для авто размещается на определенном расстоянии от окон жилого дома. Конкретные данные зависят от количества машино-мест. Если их менее 10, то расстояние до окон должно быть не менее 10 метров. Если парковка вмещает от 11 до 50 машин, то не менее 15 метров. 51-100 машино-мест – не менее 25 метров, 101-300 машин – не менее 35 метров. Парковки, куда вмещается более 300 машин располагаются от окон жилых домов не ближе 50 метров.
Коммерческий транспорт во дворе жилого дома
Жители крупных городов сталкиваются с проблемой — приезжаешь домой, а машину припарковать негде. Причин может быть несколько. Одна из них — весь двор заставлен грузовичками и микроавтобусами, принадлежащих коммерческим фирмам. И ладно бы, если коммерческий автомобиль просто привез доставку. Так нет же! Коммерческий транспорт зачастую остаётся во дворе на «ночёвку».
Для бизнеса никто не будет покупать маленькую машинку, а самым популярные у предпринимателей «Газели» и «Форды-Транзит» занимают минимум место ваше и вашего соседа по подъезду. Особо бессовестные водители могут припарковать во дворе даже грузовик и фуру. А жителям приходиться выискивать для своего личного автомобиля парковку в соседнем дворе, а то и дальше.
Однако, есть хорошие новости – с 1 января 2021 года Минтранс РФ внес поправки в нормативные документы, ограничивающие стоянку коммерческих машин возле жилых домов. Теперь за ночную парковку нарушителей ждет штраф.
Несмотря на жесткие правила парковки, есть некоторые нюансы, о которых нужно знать. К таковым относят:
- Стоянка ТС на тротуаре грозит его эвакуацией и штрафом в 2000 рублей. Однако ПДД позволяют оставить машину на тротуаре, если расстояние между домом и ТС для прохода жильцов составляет не менее 2 м.
- Согласно КоАП, сквозное движение недопустимо через придомовую территорию. Во избежание наказания в виде штрафа, важно соблюдать скорость, которая не должна превышать 20 км/ч. Нужно остановиться на некоторое время в отведенном для этого месте.
- Тогда автовладелец не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда», а лишь движется с допустимой скоростью по территории жилого дома, соблюдая правила стоянки.