Уточнение платежа в налоговую срок исполнения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточнение платежа в налоговую срок исполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявление об уточнении платежа в налоговую службу на сегодняшний день не имеет унифицированной единой формы, так что сотрудники организаций и предприятий получают возможность писать его в произвольном виде или, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Главное при этом, чтобы соблюдались нормы делопроизводства в плане структуры документа, а также вносились некоторые обязательные сведения.
Ошибки, подлежащие и не подлежащие уточнению
Но для начала давайте разберемся, какие ошибки при заполнении платежного поручения в принципе можно уточнить, а какие из них являются фатальными.
Так, любой платеж совершается по банковским реквизитам – номеру расчетного счета в определенном банке со своим БИК и корреспондентским счетом, а также с привязкой к названию конкретного получателя. В ситуации с бюджетными платежами получателем считается Федеральное казначейство, через которое те или иные суммы поступают уже в конкретную ИФНС. К вопросу заполнения этих реквизитов стоит относиться крайне внимательно, поскольку неточности в них приведут к тому, что суммы налогов в бюджет просто не попадут. Уточнить ошибки подобного типа не получится, суммы налогов будут считаться не уплаченными, следовательно, за налогоплательщиком будет числиться долг, который приведет как минимум к начислению пеней .
Ошибки другого рода связаны с, условно говоря, информационными реквизитами платежа. Например, код бюджетной классификации , указываемый в поле 104 платежки, определяет, что за налог уплачивается. В поле 107 указывают период, за который совершается платеж, поле 101 содержит статус плательщика. Неточности в одном из таких полей не являются фатальными. При их совершении налогоплательщик как раз и имеет возможность подать заявление в налоговую об уточнении платежа. Образец должен содержать в шапке данные ИФНС, в которую подается обращение, а также название и реквизиты самого налогоплательщика. Далее в свободной форме излагается суть ошибки, и приводятся корректные данные взамен неправильных. К самому письму прилагается копия изначального платежного поручения. Утвержденного законодательно бланка заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию нет.
Пример уточнения платежа в 2018 г. и после 01 января 2019 г.
Компания ООО «Беседка» оплатила налог по упрощенной системе налогообложения 25 апреля 2014 года и ошиблась в коде бюджетной классификации. 25 апреля 2018 года, при сверке с налоговой инспекцией ошибка была обнаружена и компанией было подано заявление об уточнении платежа (напоминаем, что утвержденной формы для этих целей не установлено и подать заявлении можно в свободной форме). В настоящий момент, до 01 января 2019 года платеж будет уточнен датой 25 апреля 2014 года, пени будут пересчитаны и задолженность по налогу будет отсутствовать .
С 01 января 2019 года данный платеж уточнить будет невозможно , т.к. 25 апреля 2017 года истечет трехлетний срок. Компании ООО «Беседка» нужно будет еще раз выполнить платеж на уже корректный КБК и пени. Период, за который будут начислены пени, будет считаться от даты уплаты налога, а именно с 25 апреля 2014 года.
Особенности составления заявления
Заявление об уточнении платежа в налоговую службу на сегодняшний день не имеет унифицированной единой формы, так что сотрудники организаций и предприятий получают возможность писать его в произвольном виде или, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Главное при этом, чтобы соблюдались нормы делопроизводства в плане структуры документа, а также вносились некоторые обязательные сведения.
В «шапке» нужно указать:
- адресата: наименование и номер отделения налоговой службы, в которое отправляется заявление, его месторасположение, должность, фамилию-имя-отчество руководителя территориальной инспекции;
- аналогичным образом в бланк вносится информация о компании-заявителе;
- затем посередине строки пишется название документа, а чуть ниже ему присваивается исходящий номер и проставляется дата составления.
В основной части заявления следует написать:
- какая именно ошибка была допущена, с указанием ссылки на платежное поручение (его номер и дату);
- далее необходимо внести правильную информацию. Если речь идет о каких-то суммах, их лучше писать цифрами и прописью;
- ниже желательно дать ссылку на норму закона, которая допускает внесение уточненных данных в ранее поданные документы;
- если к заявлению прикладываются какие-то дополнительные бумаги, это надо отразить в бланке отдельным пунктом.
Как передать заявление
Заявление можно передать разными путями:
- Наиболее простой, быстрый и доступный – прийти в налоговую лично и отдать бланк из рук в руки инспектору.
- Допустима также передача при помощи представителя, но только если у него на руках есть нотариально заверенная доверенность.
- Возможна и отправка заявления через обычную почту заказным письмом с уведомлением о вручении.
- В последние годы распространение стал получать еще один способ: переправка различного рода документации в государственные службы учета и контроля через электронные средства связи (но в этом случае у отправителя должна быть официально зарегистрированная ).
Ошибки в платежном поручении
Статьей 45 Налогового кодекса РФ закреплено 2 категории ошибок в платежке, наличие которых ведет к незачислению суммы в бюджетную систему и обязанности заново провести платёж:
- Неверное указание названия банка-получателя.
- Ошибка в номере счета Федерального казначейства.
В этих случаях письмо об ошибке в назначении платежа не освободит от повторной необходимости произвести оплату по правильным реквизитам. А ошибочное перечисление придется возвращать в установленном законом порядке.
Учтите, что на возникшую задолженность всегда начисляются пени, которые в последующем не обнуляются. В том числе когда спор выходит на судебный порядок рассмотрения.
Как правило, письмо в ИФНС об уточнении платежа поможет исправить ошибку, если в поручении на перечисление налога неправильно указан КБК, ИНН, статус налогоплательщика, КПП, название организации и т. п.
На основании разъяснения ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, не являются основанием для признания налогового обязательства неисполненным неверные:
- статус плательщика.
Для устранения неточности достаточно предоставить письмо об изменении назначения платежа, образец которого законом не закреплён.
Уточнение КБК не вызывает особых проблем, если правильный и ошибочный код относится к одному налогу. В противном случае налоговых санкций не избежать. И скорее всего, доказательство необоснованности пеней перейдет в плоскость спора с налоговиками.
Таким образом, если имеет место указание кодов разного налога, письма о неправильном назначении платежа в платежном поручении в налоговую инспекцию, скорее всего, будет недостаточно.
Ошибка в КБК — не фатальная
Случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, приведены в п. 4 ст. 45 НК РФ. С точки зрения оформительских ошибок в платежном поручении, при наличии которых налог не будет считаться уплаченным, выделяют только две: ошибка в номере счета Федерального казначейства или ошибка в наименовании банка получателя (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). При наличии любой из этих ошибок налог придется перечислять повторно.
Соответственно, любого другого вида ошибки в платежном поручении не будут признаны критичными. А потому нельзя будет говорить и о неисполнении налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога. То есть ошибки, скажем, в наименовании и реквизитах налоговой инспекции, ОКТМО, налоговом периоде, статусе плательщика или КБК можно исправить.
Если была допущена ошибка в КБК, подается заявление на уточнение КБК в ИФНС, образец которого приведем ниже.
Бухгалтерские проводки для отражения операций по страховым взносам
Для отображения бухгалтерией перечислений страховых взносов в фонды, а также зачислений из фондов используется счет 69:
- ДТ 69 КТ 51 — зачисление денег в бюджет;
- ДТ 99 КТ 69 — санкции (штраф, неустойка);
- ДТ 51 (52) КТ 69 — возврат денег по страховым платежам, избыточно уплаченным в фонды;
- ДТ 20 (91 и др. счета учета трат) КТ 69 — доначисление взносов по страхованию.
Настоящий счет применяется организациями и ЧП для фиксации сведений обо всех взаиморасчетах по страховым платежам. При необходимости к нему используются субсчета. К примеру, 69.06 — для перечислений фиксированных взносов ЧП.
Пример 1. Просчет при оплачивании юрлицом страховых общеобязательных сборов за 2017 год
Организация обязана заплатить январские взносы ОПС (страховая линия) за 2017 год. Оформляя расчетный документ, ответственный бухгалтерский работник организации некорректно внес кодировку: вместо 182 1 02 02010 06 1010 160 был записан 182 1 02 02010 06 1000 160 (до 1.01. 2017). Платежные операции были проведены вовремя, но не по тому коду.
В итоге перечисленные деньги отобразилась по коду, прописанному в расчетном документе (период до 1.01.2017). У плательщика к этому моменту не было долгов по части страхования, посему образовалась переплата.
Из-за описанной погрешности по требуемому коду 182 1 02 02010 06 1010 160 зачислений не было. Тут возникает недоимка и начисляется пеня.
Чтобы поправить ситуацию, обязанное лицо должно обратиться к налоговикам. Ему необходимо подготовить заявление об уточнении платежной операции и о корректировке КБК (НК РФ, ст. 45, п. 7 ). Задолженностей по взносам у заявителя нет, страховые платежи внесены по реквизитам ИФНС в 2017 вовремя, поэтому налоговая уточнит платеж, а пеня сторнируется.
Пример 2. Применение бюджетной классификации при внесении платы по страхованию в 2017 г (доход ЧП превысил максимальный предел 300 тыс. руб.)
Частный предприниматель обязан оплатить квартальный общеобязательный сбор за 2017 год на ОПС (по страховой части) с прибыли, превосходящей лимитированный предел 300 тыс. руб.
Новыми правилами бюджетной квалификации не предусмотрен специальный код для исчисления сборов с прибыли ЧП большей, чем лимитированный порог 300 тыс. руб. Действующие коды, которые прописываются в расчетном документе:
- 182 1 02 02140 06 1100 160 — фиксированные (далее по тексту — закрепленные) общеобязательные сборы ПС на оплачивание страховой пенсии (далее — СП) до 1.01.2017 (доход обязанного лица не превысил установленный предел);
- 182 1 02 02140 06 1200 160 — закрепленные общеобязательные сборы на оплачивание СП до 1.07.2017 (доход обязанного лица больше установленного предела);
- 182 1 02 02140 06 1110 160 — закрепленные общеобязательные сборы на оплачивание СП с 1.01.2017.
В расчетном документе ЧП нужно прописать кодировку, которая отображает закрепленный размер общеобязательных сборов с 2017 года.
На что обратить внимание при оформлении бланка
Так же как к тексту заявления, к его оформлению никаких особенных требований не предъявляется, так что формировать его можно на простом листе любого удобного формата (обычно А4) или на фирменном бланке организации.
Писать заявление можно от руки или печатать на компьютере.
Главное, чтобы в документе имелась «живая» подпись руководителя компании-заявителя или лица, уполномоченного действовать от его имени (при этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо методом запрещено).
Заверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет — это нужно делать только в том случае, если применение штемпельных изделий закреплено в нормативно-правовых актах предприятия.
Заявление следует делать в двух экземплярах , один из которых передается в налоговую инспекцию, а второй остается на руках представителя организации, но только после того, как специалист налоговой поставит на нем отметку о принятии документа.
Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога
Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее — Правила № 107н ).
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной . К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:
Номера счета Федерального казначейства;
Наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.
При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03 ‑02 ‑07/1/2145 , ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@ ).
Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ .
Подача уточненной декларации = занижение налоговой базы?
Это распространенный и крайне вредный миф. Налогоплательщики, которые так думают, не подают уточненки в надежде, что ИФНС не найдет ошибку. А налоговики ошибку находят и начисляют штраф.
Подача уточненной декларации не говорит о намеренном занижении налоговой базы. На основании одного лишь факта представления корректировочного отчетного документа компанию или ИП не могут обвинить в уклонении от уплаты налогов. Для привлечения налогоплательщика к ответственности должен быть прецедент – налоговое правонарушение с соответствующим составом, доказательной базой (письмо Минфина №03-02-07/1/2279 от 04.02.2013).
Как отражается подача уточненной декларации на выездной налоговой проверке?
Начну с главного: подача уточненной декларации во время выездной проверки за тот же период, в отношении которого проверка проводится, не является основанием для прекращения контрольных мероприятий. Но, если корректировка сведений произошла до оформления справки о проведенной проверке, инспекторы обязаны учесть уточненку в результатах проверки.
Тем не менее, уточнение отчетных данных во время выездной проверки привлекает особое внимание. В большинстве случаев выставляются требования о представлении пояснений, дополнительных документов. На их исполнение законом предусмотрено 10 дней. Пренебрегать требованиями не стоит. Что касается запрашиваемых документов, это могут быть выписки из учетных регистров, бухгалтерские справки и т.п. Также можно в произвольной форме представить письменные пояснения о причинах внесения изменений в декларацию.
Пример уточнения платежа в 2018 г. и после 01 января 2019 г.
Компания ООО «Беседка» оплатила налог по упрощенной системе налогообложения 25 апреля 2014 года и ошиблась в коде бюджетной классификации. 25 апреля 2018 года, при сверке с налоговой инспекцией ошибка была обнаружена и компанией было подано заявление об уточнении платежа (напоминаем, что утвержденной формы для этих целей не установлено и подать заявлении можно в свободной форме). В настоящий момент, до 01 января 2019 года платеж будет уточнен датой 25 апреля 2014 года, пени будут пересчитаны и задолженность по налогу будет отсутствовать .
С 01 января 2019 года данный платеж уточнить будет невозможно , т.к. 25 апреля 2017 года истечет трехлетний срок. Компании ООО «Беседка» нужно будет еще раз выполнить платеж на уже корректный КБК и пени. Период, за который будут начислены пени, будет считаться от даты уплаты налога, а именно с 25 апреля 2014 года.
Какие реквизиты в платежке можно уточнять
Существует общее правило: если ошибка в платежном поручении не повлекла за собой неперечисления средств в бюджет, то у организации (ИП) имеется право на уточнение платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). То есть, новую платежку не нужно оформлять, если деньги все же попали в казну.
С какими же ошибками в платежке деньги все же попадают в бюджет?
В Налоговом кодексе прямо не сказано, какие именно ошибки не влекут за собой неперечисления налога. Однако подсказка имеется. В том же пункте 7 ст. 45 НК РФ перечислены показатели, просьба об уточнении которых может содержаться в заявлении об уточнении платежа. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. Обращаем внимание, что возможность по уточнению казначейского счета появилась лишь в этом году. А раньше при неверном указании этого показателя требовалось вносить платеж заново.
Рассмотрим показатели, возможные к уточнению, в контексте конкретных полей платежного поручения.
Основание платежа включает в себя ряд полей:
- поле 106 – основание платежа (например, «ТР» при уплате налога по требованию ИФНС);
- поле 108 – номер документа, на основании которого переводятся деньги (например, номер требования ИФНС);
- поле 109 – дата такого документа (например, дата требования ИФНС).
Для отражения типа платежа предназначено поле 110, однако уже несколько лет это поле не заполняется.
Принадлежность платежа включает в себя ряд полей:
- поле 60 – ИНН плательщика;
- поле 61 – ИНН получателя;
- поле 102 – КПП плательщика;
- поле 103 – КПП получателя;
- поле 104 – КБК налога;
- поле 105 – ОКТМО.
Требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа).
Официальная часть.
Требование об уплате налога — специальная форма документа, на основании которого налоговый орган уведомляет вас о недоимке — неуплаченной сумме налога,
пени или штрафа, а также о необходимости уплатить указанную задолженность в установленный срок (ст. 69 НК РФ).
На сегодняшний день форма требования утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@. Выглядит документ вот так:
В «шапке» документа указываются реквизиты налогового органа, который направил требование, и реквизиты налогоплательщика, в адрес которого оно направлено. Проверяем, точно ли оно адресовано нам.
В табличной части требовании указываются:
- наименование налога (сбора, взноса), а также налоговый период, за который этот налог (сбор, взнос) должны были быть уплачены;
- сумму налога (сбора, взноса), подлежащую уплате по требованию;
- сумму начисленной пени по налогу (сбору, взносу), если она была начислена;
- сумму штрафа по налогу (сбору, взносу), если он был начислен;
- сумму процентов по налогу (сбору, взносу), если они подлежат уплате;
- код бюджетной классификации, на который необходимо произвести оплату;
- ОКТМО (до 2014 года ОКАТО) для перечисления по требованию;
- КПП обособленного подразделения, если налог (сбор, взнос), пени, штрафы, проценты уплачиваются обособленным подразделением;
- код налогового органа, в который необходимо произвести уплату (код инспекции).
Новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами
Если платежное поручение на уплату налогов заполнить с ошибками, ФНС может отнести поступившую сумму к невыясненным платежам. То же самое может случиться и при уплате страховых взносов.
Если ФНС не может идентифицировать платеж, возможны два варианта развития событий:
- ФНС сообщит компании о зависшем платеже.
- ФНС не станет уведомлять о зависшем платеже. Чаще всего налогоплательщики узнают об ошибках в платежном поручении, когда получают требование об уплате недоимки по налогу и пеней.
Самой распространенной ошибкой, ведущей к уточнению платежа, можно считать неверный КБК. Иногда контролирующие органы уточняют платежи самостоятельно и уже по факту уведомляют налогоплательщика.
С 01.12.2017 в силу вступил Приказ ФНС РФ от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, который подробно описывает порядок уточнения платежей. Согласно этому приказу, ФНС информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. Для уведомления разработана специальная форма. Налоговый орган укажет причину, по которой платеж не прошел. В приказе приведен перечень возможных ошибок. Всего их 16.
Коды ошибок о неуплате налога и их расшифровка:
- 01 — КБК не указан или указан с ошибкой
- 03 — ОКТМО не указан или указан с ошибкой
- 05 — ИНН налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
- 06 — указанный ИНН принадлежит другой компании
- 07 — КПП налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
- 08 — ИНН получателя отсутствует или указан с ошибкой
- 09 — КПП получателя отсутствует или указан с ошибкой
- 10 — налогоплательщик не состоит на учете в ИФНС
- 11 — перечислен налог за третьих лиц
- 12 — в поле 106 платежного поручения основание платежа отсутствует или указано неверно
- 13 — присутствуют ошибки в наименовании получателя и в номере расчетного счета
- 14 — в ФНС не открыта карточка расчета с бюджетом
- 15 — в поле 101 платежного поручения указан неверный статус плательщика или поле пустое
- 16 — в поле 107 платежного поручения налоговый период не указан или указан с ошибкой
Зная коды ошибок, налогоплательщик сможет оперативно найти допущенную ошибку и написать . Письмо составляется в произвольной форме.
Информация о назначении платежа по своей сути является справочной. Не обязательно писать письмо об уточнении платежа, если в поле «назначение платежа» допущена ошибка. ФНС идентифицирует платеж по указанному КБК и другим параметрам.