Разработать положение о оформлении путевых листов в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разработать положение о оформлении путевых листов в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правила заполнения бумажных листов были даны в статье 6 закона № 259-ФЗ и в приказе Минтранса № 390. 1 марта 2023 года вступил в силу закон № 39-ФЗ, который внёс изменения в старые нормы и разрешил ведение электронных путевых листов.
Когда нужен электронный путевой лист
Электронный путевой лист — это документ, с помощью которого предприниматель контролирует работу водителя и транспортного средства. В листе описывают маршрут и техническое состояние машины, указывают информацию о проведённом медосмотре водителя и другие сведения. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга. Также с помощью электронных путевых листов компания подтверждает расходы, связанные с использованием транспортных средств:
- зарплату водителя;
- надбавки водителям за разъездной характер работы;
- затраты на топливо и запчасти;
- плату за парковку;
- компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.
Обязательные реквизиты путевого листа
Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.
Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.
Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.
Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).
Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Отметки о медосмотре в путевом листе
Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.
Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.
Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.
Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.
Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.
Отметки медработника в электронном и бумажном документах
Отметки в путевом листе о дате, времени и результате предсменного, предрейсового медосмотра и послесменного, послерейсового медосмотра водителей делает медработник. Когда оформляется бумажный документ, он заверяет данные собственноручной подписью. Если формируется электронный путевой лист, для заверки требуется УКЭП. Указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) медработника, наименование медорганизации (если он состоит в штате) (п. 7 Приказа Минтранса России от 05.05.2023 N 159).
По результатам медосмотров медработник выносит заключение о состоянии водителя и проставляет отметки согласно утверждённому порядку (п. 7 Приказа Минтранса России от 05.05.2023 N 159, п. п. 18, 19, 25 Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований):
- если по результатам предсменного, предрейсового медосмотра вынесено заключение о том, что нет признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и его остаточных явлений, проставляется отметка «прошёл предсменный (предрейсовый) медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- если по результатам послесменного, послерейсового медосмотра вынесено заключение о том, что нет признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работника, острого профзаболевания, отравления или признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, проставляется отметка «прошёл послесменный, послерейсовый медицинский осмотр»;
- если перечисленные признаки (факторы) выявлены, ставится отметка «прошёл послесменный (послерейсовый) медицинский осмотр, выявлены признаки» с указанием таких признаков (факторов).
Ответственность за отсутствие путевого листа
За отсутствие путевых листов в тех случаях, когда путевой лист необходим, предусмотрена:
- Административная ответственность:
- водителя в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ);
- должностных лиц в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.11, п. 1 примечаний к ст. 15.11 КоАП РФ);
- Налоговая ответственность организации в виде штрафов по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учёта доходов и расходов. Сумма штрафа зависит от частоты совершения нарушения и влияния на налоговую базу и составляет от 10 000 руб. до 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
- За составление путевого листа с нарушением порядка также грозит штраф. К ответственности могут привлечь разные ведомства.
За отсутствие отметок о проведении предрейсовых и послерейсовых (если проведение последних является обязательным) медосмотров, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, выявленное сотрудниками ГИБДД или органа, осуществляющего транспортный надзор, могут наложить штраф (ч. 2, 3 ст. 12.31.1, ст. ст. 23.3, 23.36 КоАП РФ, Письмо Минтранса России от 02.02.2021 N Д3-194-ПГ):
- на водителя — 3 000 руб.;
- должностных лиц — 5 000 руб.;
- организацию — 30 000 руб.
Если отсутствие отметки о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале рабочего дня (смены) выявили сотрудники Роструда, грозит штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45, ст. 23.12 КоАП РФ)):
- должностным лицам и ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
- организациям — от 110 000 до 130 000 руб.
Если отсутствие отметки о прохождении обязательного медицинского осмотра выявил Росздравнадзор, возможен штраф по ст. 11.32 КоАП РФ (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ):
- для должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.;
- организаций и ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
- За отсутствие путевого листа (если нет иных документов, подтверждающих расходы на оплату труда, ГСМ) или нарушение порядка его оформления (если путевой лист не подтверждает фактическое использование транспорта), которое привело к неуплате или неполной уплате налога на прибыль, предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (40% — если деяние совершено умышленно) (ст. 122 НК РФ).
До вступления изменений в силу остаётся ещё больше месяца, надеемся, этого времени Вам хватит для детального изучения изменений, внесения изменений в действующие форматы путевых листов. Успешной работы!
Главные изменения путевых листов
Начиная с декабря 2024 года, были внесены существенные изменения в требования по оформлению и заполнению путевых листов. Эти изменения направлены на повышение эффективности и надежности системы учета и контроля использования транспортных средств.
Одним из главных изменений является введение обязательного электронного формата путевых листов. Теперь все путевые листы должны быть оформлены в электронном виде и внесены в специализированную систему учета. Это упростит процесс обработки данных, снизит вероятность ошибок при заполнении и обеспечит быстрый доступ ко всем данным о движении транспортных средств.
Кроме того, было введено новое требование по указанию точного адреса начала и конца каждого маршрута в путевом листе. Теперь водители должны указывать не только название населенного пункта, а и конкретный адрес, включая улицу, дом и квартиру. Это поможет точно определить маршрут и места остановок транспортного средства.
Другим важным изменением стало требование указания подробной информации о пассажирах, перевозимых на транспортном средстве. Теперь водители должны указывать их ФИО, идентификационные документы и контактные данные. Это позволит обеспечить безопасность пассажиров и улучшить контроль за перевозками.
Также было введено требование по указанию причины и основания для осуществления каждого маршрута в путевом листе. Водители должны обосновать необходимость поездки и предоставить соответствующие документы, такие как заказы на перевозку или служебные задания. Это обеспечит прозрачность и контроль за использованием транспортных средств.
Резюмируя, новые требования к путевым листам декабря в 2024 году направлены на повышение эффективности и надежности системы учета и контроля использования транспортных средств. Введение электронного формата, указание точных адресов, подробной информации о пассажирах и основаниях для маршрутов — все это поможет улучшить учет и контроль движения транспорта и обеспечить безопасность пассажиров.
Сроки предоставления путевых листов
Новые требования по оформлению путевых листов, вступившие в силу в декабре 2024 года, предусматривают изменения в сроках предоставления данных документов.
Согласно обновленным правилам, путевые листы должны быть подготовлены и предоставлены в течение пяти рабочих дней после завершения поездки. Это означает, что водители теперь должны оперативно заполнять и сдавать путевые листы в установленные сроки.
Отсутствие своевременно заполненных путевых листов может повлечь за собой административные штрафы и проблемы с законодательством.
Для удобства водителей и бухгалтеров, требуется использование электронных систем для ведения и предоставления путевых листов. Это сократит время и упростит процесс заполнения и хранения документов.
Соблюдение сроков предоставления путевых листов — важная обязанность водителей, которая поможет избежать неблагоприятных последствий и обеспечит соблюдение требований законодательства.
Переход на единый формат путевых листов для разных видов транспорта
Начиная с 1 января 2024 года вступят в силу новые требования к путевым листам для всех видов транспорта. Согласно новым нормам, будет введен единый формат путевых листов, который будет применяться одинаково для автомобилей, автобусов, грузовиков, поездов и других видов транспорта.
Переход на единый формат связан с необходимостью упростить и унифицировать процесс заполнения и обработки путевых листов. Использование единого формата позволит снизить количество ошибок и упростит контроль со стороны государственных органов.
Номер пункта | Описание |
---|---|
1 | Общая информация о транспортном средстве |
2 | Данные о маршруте |
3 | Информация о грузе или пассажирах |
4 | Данные о повреждениях или авариях |
5 | Подписи и печати |
Единый формат путевых листов будет содержать основные разделы, включающие общую информацию о транспортном средстве, данные о маршруте, информацию о грузе или пассажирах, данные о повреждениях или авариях, а также место для подписей и печатей.
Внедрение единого формата путевых листов для разных видов транспорта поможет сократить бюрократические процедуры, улучшить контроль над перемещением транспортных средств и обеспечить более эффективное взаимодействие между операторами и контролирующими органами.
Внедрение новой формы путевых листов с 15 декабря 2024 года имеет ряд преимуществ:
- Цифровой формат — новая форма путевых листов будет представлена в электронном виде, что значительно облегчит и ускорит процесс заполнения и обработки данных.
- Автоматизация — данные, предоставляемые в новой форме путевых листов, могут быть автоматически интегрированы с различными системами учета и контроля.
- Удобство использования — новая форма путевых листов будет иметь удобный и интуитивно понятный интерфейс, что сделает процесс заполнения информации более простым и эффективным.
- Экологичность — переход на электронные путевые листы позволит сэкономить бумажные ресурсы и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
- Безопасность данных — новая форма путевых листов будет обеспечена современными механизмами шифрования, что гарантирует защиту конфиденциальности и неприкосновенности информации.
Внедрение новой формы путевых листов с 15 декабря 2024 года позволит повысить эффективность и удобство работы с этим документом, а также сократить временные затраты на его заполнение и обработку.
Обязательные реквизиты
Согласно внесенным изменениям Минтранспорта (Приказы №476 от 07.11.2017 и №17 от 18.01.2017) путевой лист в 2024 году должен содержать 14 обязательных реквизитов. Их перечень приведен ниже:
- Наименование документа.
- Номер.
- Срок действия.
- Информация о собственнике ТС.
- Тип и модель авто.
- Регистрационный номер.
- Показатели одометра (при выезде/прибытии машины в гаражный бокс).
- Дата (заезд/выезд из гаража) и время (часы+минуты).
- Ф.И.О. ответственного за выпуск машины на линию, его подпись с указанием даты, времени и показаниями одометра.
- Ф.И.О. водителя.
- Дата и время медосмотра до/после поездки. Исключение составляют экстренные службы (полиция, МЧС, пожарная, скорая помощь и т.д.). Их работники проходят предсменный медосмотр.
- Ф.И.О. медицинского сотрудника с подписью и штампом.
- Отметка о ТО автомобиля, его время и дата. Если численность автопарка до 100 ед., в штате может отсутствовать механик. В этом случае нужно обращаться в сторонний сервисный центр для техосмотра и получения нужной записи.
- Ф.И.О. механика.
Если организация использует самостоятельно разработанный формат документа, в нем указываются все обязательные реквизиты, актуальные на 2024 год.
Согласно Приказу Минтранса РФ №476 от 17.11.2017 в новой форме п/л предусмотрены следующие нововведения:
- наличие штампа с реквизитами компании необязательно;
- повышение требований к контролю технического состояния машины;
- упразднение единой формы документа;
- присутствие обязательных реквизитов.
Также Закон №152 не требует указания маршрута в путевке: необходимы лишь показания одометра, который фиксирует момент выезда из гаражного бокса и обратное прибытие. Однако как показывает арбитражная практика, контролирующие органы нередко причисляют отсутствие сведений о маршруте к числу нарушений. Бывают случаи, когда в этом вопросе их поддерживает суд. За основу берется Постановление №78. Поэтому, чтобы было меньше недоразумений, эксперты рекомендуют прописывать конечный пункт назначения.
Учет путевых листов в автопарке
Учет путевых листов позволяет точно отслеживать перемещение автомобилей, контролировать использование топлива и осуществлять мониторинг скорости и пройденного расстояния. Это значительно повышает эффективность работы автопарка, позволяет оптимизировать расходы на топливо и обслуживание автомобилей.
Путевые листы с 2024 года образцом заполнения содержат подробную информацию о каждой поездке, включая дату, время начала и окончания поездки, пройденное расстояние, расход топлива, цели и маршрут движения. Это позволяет автопарку иметь полную отчетность о работе каждого автомобиля и контролировать его использование.
Для заполнения путевых листов необходимо учитывать правила и регламенты предприятия или организации, а также требования законодательства. Заполнение путевых листов должно быть точным и достоверным, чтобы обеспечить полную прозрачность работы автопарка.
В целом, введение путевых листов с 2024 года образцом заполнения значительно упрощает учет и контроль движения автомобилей в автопарке. Это позволяет повысить эффективность работы автопарка, оптимизировать расходы и обеспечить более точное планирование ресурсов.