Разработать положение о оформлении путевых листов в 2024 году

04.03.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разработать положение о оформлении путевых листов в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила заполнения бумажных листов были даны в статье 6 закона № 259-ФЗ и в приказе Минтранса № 390. 1 марта 2023 года вступил в силу закон № 39-ФЗ, который внёс изменения в старые нормы и разрешил ведение электронных путевых листов.

Когда нужен электронный путевой лист

Электронный путевой лист — это документ, с помощью которого предприниматель контролирует работу водителя и транспортного средства. В листе описывают маршрут и техническое состояние машины, указывают информацию о проведённом медосмотре водителя и другие сведения. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга. Также с помощью электронных путевых листов компания подтверждает расходы, связанные с использованием транспортных средств:

  • зарплату водителя;
  • надбавки водителям за разъездной характер работы;
  • затраты на топливо и запчасти;
  • плату за парковку;
  • компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.

Обязательные реквизиты путевого листа

Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.

Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.

Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.

Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).

Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Отметки о медосмотре в путевом листе

Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.

Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.

Читайте также:  Прибавчт ли медикам заоплату в 2024 году

Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.

Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.

Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.

Отметки медработника в электронном и бумажном документах

Отметки в путевом листе о дате, времени и результате предсменного, предрейсового медосмотра и послесменного, послерейсового медосмотра водителей делает медработник. Когда оформляется бумажный документ, он заверяет данные собственноручной подписью. Если формируется электронный путевой лист, для заверки требуется УКЭП. Указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) медработника, наименование медорганизации (если он состоит в штате) (п. 7 Приказа Минтранса России от 05.05.2023 N 159).

По результатам медосмотров медработник выносит заключение о состоянии водителя и проставляет отметки согласно утверждённому порядку (п. 7 Приказа Минтранса России от 05.05.2023 N 159, п. п. 18, 19, 25 Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований):

  • если по результатам предсменного, предрейсового медосмотра вынесено заключение о том, что нет признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и его остаточных явлений, проставляется отметка «прошёл предсменный (предрейсовый) медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • если по результатам послесменного, послерейсового медосмотра вынесено заключение о том, что нет признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работника, острого профзаболевания, отравления или признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, проставляется отметка «прошёл послесменный, послерейсовый медицинский осмотр»;
  • если перечисленные признаки (факторы) выявлены, ставится отметка «прошёл послесменный (послерейсовый) медицинский осмотр, выявлены признаки» с указанием таких признаков (факторов).

Ответственность за отсутствие путевого листа

За отсутствие путевых листов в тех случаях, когда путевой лист необходим, предусмотрена:

  1. Административная ответственность:
  • водителя в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ);
  • должностных лиц в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.11, п. 1 примечаний к ст. 15.11 КоАП РФ);
  1. Налоговая ответственность организации в виде штрафов по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учёта доходов и расходов. Сумма штрафа зависит от частоты совершения нарушения и влияния на налоговую базу и составляет от 10 000 руб. до 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
  2. За составление путевого листа с нарушением порядка также грозит штраф. К ответственности могут привлечь разные ведомства.

За отсутствие отметок о проведении предрейсовых и послерейсовых (если проведение последних является обязательным) медосмотров, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, выявленное сотрудниками ГИБДД или органа, осуществляющего транспортный надзор, могут наложить штраф (ч. 2, 3 ст. 12.31.1, ст. ст. 23.3, 23.36 КоАП РФ, Письмо Минтранса России от 02.02.2021 N Д3-194-ПГ):

  • на водителя — 3 000 руб.;
  • должностных лиц — 5 000 руб.;
  • организацию — 30 000 руб.

Если отсутствие отметки о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале рабочего дня (смены) выявили сотрудники Роструда, грозит штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45, ст. 23.12 КоАП РФ)):

  • должностным лицам и ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • организациям — от 110 000 до 130 000 руб.
Читайте также:  Долги при выезде за границу в 2024 году

Если отсутствие отметки о прохождении обязательного медицинского осмотра выявил Росздравнадзор, возможен штраф по ст. 11.32 КоАП РФ (п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.;
  • организаций и ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
  1. За отсутствие путевого листа (если нет иных документов, подтверждающих расходы на оплату труда, ГСМ) или нарушение порядка его оформления (если путевой лист не подтверждает фактическое использование транспорта), которое привело к неуплате или неполной уплате налога на прибыль, предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (40% — если деяние совершено умышленно) (ст. 122 НК РФ).

До вступления изменений в силу остаётся ещё больше месяца, надеемся, этого времени Вам хватит для детального изучения изменений, внесения изменений в действующие форматы путевых листов. Успешной работы!

Главные изменения путевых листов

Начиная с декабря 2024 года, были внесены существенные изменения в требования по оформлению и заполнению путевых листов. Эти изменения направлены на повышение эффективности и надежности системы учета и контроля использования транспортных средств.

Одним из главных изменений является введение обязательного электронного формата путевых листов. Теперь все путевые листы должны быть оформлены в электронном виде и внесены в специализированную систему учета. Это упростит процесс обработки данных, снизит вероятность ошибок при заполнении и обеспечит быстрый доступ ко всем данным о движении транспортных средств.

Кроме того, было введено новое требование по указанию точного адреса начала и конца каждого маршрута в путевом листе. Теперь водители должны указывать не только название населенного пункта, а и конкретный адрес, включая улицу, дом и квартиру. Это поможет точно определить маршрут и места остановок транспортного средства.

Другим важным изменением стало требование указания подробной информации о пассажирах, перевозимых на транспортном средстве. Теперь водители должны указывать их ФИО, идентификационные документы и контактные данные. Это позволит обеспечить безопасность пассажиров и улучшить контроль за перевозками.

Также было введено требование по указанию причины и основания для осуществления каждого маршрута в путевом листе. Водители должны обосновать необходимость поездки и предоставить соответствующие документы, такие как заказы на перевозку или служебные задания. Это обеспечит прозрачность и контроль за использованием транспортных средств.

Резюмируя, новые требования к путевым листам декабря в 2024 году направлены на повышение эффективности и надежности системы учета и контроля использования транспортных средств. Введение электронного формата, указание точных адресов, подробной информации о пассажирах и основаниях для маршрутов — все это поможет улучшить учет и контроль движения транспорта и обеспечить безопасность пассажиров.

Сроки предоставления путевых листов

Новые требования по оформлению путевых листов, вступившие в силу в декабре 2024 года, предусматривают изменения в сроках предоставления данных документов.

Согласно обновленным правилам, путевые листы должны быть подготовлены и предоставлены в течение пяти рабочих дней после завершения поездки. Это означает, что водители теперь должны оперативно заполнять и сдавать путевые листы в установленные сроки.

Отсутствие своевременно заполненных путевых листов может повлечь за собой административные штрафы и проблемы с законодательством.

Для удобства водителей и бухгалтеров, требуется использование электронных систем для ведения и предоставления путевых листов. Это сократит время и упростит процесс заполнения и хранения документов.

Соблюдение сроков предоставления путевых листов — важная обязанность водителей, которая поможет избежать неблагоприятных последствий и обеспечит соблюдение требований законодательства.

Переход на единый формат путевых листов для разных видов транспорта

Начиная с 1 января 2024 года вступят в силу новые требования к путевым листам для всех видов транспорта. Согласно новым нормам, будет введен единый формат путевых листов, который будет применяться одинаково для автомобилей, автобусов, грузовиков, поездов и других видов транспорта.

Переход на единый формат связан с необходимостью упростить и унифицировать процесс заполнения и обработки путевых листов. Использование единого формата позволит снизить количество ошибок и упростит контроль со стороны государственных органов.

Номер пункта Описание
1 Общая информация о транспортном средстве
2 Данные о маршруте
3 Информация о грузе или пассажирах
4 Данные о повреждениях или авариях
5 Подписи и печати

Единый формат путевых листов будет содержать основные разделы, включающие общую информацию о транспортном средстве, данные о маршруте, информацию о грузе или пассажирах, данные о повреждениях или авариях, а также место для подписей и печатей.

Читайте также:  Можно ли самостоятельно поменять электросчетчик в квартире

Внедрение единого формата путевых листов для разных видов транспорта поможет сократить бюрократические процедуры, улучшить контроль над перемещением транспортных средств и обеспечить более эффективное взаимодействие между операторами и контролирующими органами.

Внедрение новой формы путевых листов с 15 декабря 2024 года имеет ряд преимуществ:

  • Цифровой формат — новая форма путевых листов будет представлена в электронном виде, что значительно облегчит и ускорит процесс заполнения и обработки данных.
  • Автоматизация — данные, предоставляемые в новой форме путевых листов, могут быть автоматически интегрированы с различными системами учета и контроля.
  • Удобство использования — новая форма путевых листов будет иметь удобный и интуитивно понятный интерфейс, что сделает процесс заполнения информации более простым и эффективным.
  • Экологичность — переход на электронные путевые листы позволит сэкономить бумажные ресурсы и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
  • Безопасность данных — новая форма путевых листов будет обеспечена современными механизмами шифрования, что гарантирует защиту конфиденциальности и неприкосновенности информации.

Внедрение новой формы путевых листов с 15 декабря 2024 года позволит повысить эффективность и удобство работы с этим документом, а также сократить временные затраты на его заполнение и обработку.

Обязательные реквизиты

Согласно внесенным изменениям Минтранспорта (Приказы №476 от 07.11.2017 и №17 от 18.01.2017) путевой лист в 2024 году должен содержать 14 обязательных реквизитов. Их перечень приведен ниже:

  1. Наименование документа.
  2. Номер.
  3. Срок действия.
  4. Информация о собственнике ТС.
  5. Тип и модель авто.
  6. Регистрационный номер.
  7. Показатели одометра (при выезде/прибытии машины в гаражный бокс).
  8. Дата (заезд/выезд из гаража) и время (часы+минуты).
  9. Ф.И.О. ответственного за выпуск машины на линию, его подпись с указанием даты, времени и показаниями одометра.
  10. Ф.И.О. водителя.
  11. Дата и время медосмотра до/после поездки. Исключение составляют экстренные службы (полиция, МЧС, пожарная, скорая помощь и т.д.). Их работники проходят предсменный медосмотр.
  12. Ф.И.О. медицинского сотрудника с подписью и штампом.
  13. Отметка о ТО автомобиля, его время и дата. Если численность автопарка до 100 ед., в штате может отсутствовать механик. В этом случае нужно обращаться в сторонний сервисный центр для техосмотра и получения нужной записи.
  14. Ф.И.О. механика.

Если организация использует самостоятельно разработанный формат документа, в нем указываются все обязательные реквизиты, актуальные на 2024 год.

Согласно Приказу Минтранса РФ №476 от 17.11.2017 в новой форме п/л предусмотрены следующие нововведения:

  • наличие штампа с реквизитами компании необязательно;
  • повышение требований к контролю технического состояния машины;
  • упразднение единой формы документа;
  • присутствие обязательных реквизитов.

Также Закон №152 не требует указания маршрута в путевке: необходимы лишь показания одометра, который фиксирует момент выезда из гаражного бокса и обратное прибытие. Однако как показывает арбитражная практика, контролирующие органы нередко причисляют отсутствие сведений о маршруте к числу нарушений. Бывают случаи, когда в этом вопросе их поддерживает суд. За основу берется Постановление №78. Поэтому, чтобы было меньше недоразумений, эксперты рекомендуют прописывать конечный пункт назначения.

Учет путевых листов в автопарке

Учет путевых листов позволяет точно отслеживать перемещение автомобилей, контролировать использование топлива и осуществлять мониторинг скорости и пройденного расстояния. Это значительно повышает эффективность работы автопарка, позволяет оптимизировать расходы на топливо и обслуживание автомобилей.

Путевые листы с 2024 года образцом заполнения содержат подробную информацию о каждой поездке, включая дату, время начала и окончания поездки, пройденное расстояние, расход топлива, цели и маршрут движения. Это позволяет автопарку иметь полную отчетность о работе каждого автомобиля и контролировать его использование.

Для заполнения путевых листов необходимо учитывать правила и регламенты предприятия или организации, а также требования законодательства. Заполнение путевых листов должно быть точным и достоверным, чтобы обеспечить полную прозрачность работы автопарка.

В целом, введение путевых листов с 2024 года образцом заполнения значительно упрощает учет и контроль движения автомобилей в автопарке. Это позволяет повысить эффективность работы автопарка, оптимизировать расходы и обеспечить более точное планирование ресурсов.


Похожие записи: