Льгота по подоходному налогу в 2024 году в РБ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льгота по подоходному налогу в 2024 году в РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно действующей редакции НК при установления таких фактов налоговыми органами, выявленные доходы облагаются подоходным налогом по ставке 26%. Теперь в Проекте закрепляется, что в таких случаях налоговая база будет определяться за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, а налоговые льготы и вычеты, предусмотренные статьями 208 – 212 НК, не применяются (подп.8-1 ст. 199 НК).
Лишение права на вычеты при неудержании и неперечислении в бюджет подоходного налога налоговым агентом
Также уточняется, что если невозможно определить конкретный день месяца, в котором фактически получен такой доход, то датой его фактического получения будет считаться последний день месяца, в котором фактически получен доход (п. 1.13 ст. 213 НК, п. 99 Проекта), а не позднее первого дня следующего месяца налоговые агенты обязаны перечислить в бюджет налог с таких доходов (п. 6 ст. 216 НК, п. 101 Проекта).
Повышенные ставки налога
Главным новшеством, пожалуй, является изменение ставок подоходного налога.
Для индивидуальных предпринимателей ставка подоходного налога от осуществления предпринимательской деятельности в прошлом году была увеличена с 16 до 20%. Теперь для тех ИП, у которых в текущем налоговом периоде доходы нарастающим итогом с начала календарного года превысят 500 тыс. белорусских рублей, ставка подоходного налога устанавливается в размере 30% в течение всего налогового периода. (п. 3 ст. 214 НК, п. 100 Проекта).
Кроме того, в новом году вводится ставка подоходного налога 25%. По этой ставке будет облагаться совокупность доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, и полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 тыс. белорусских рублей (п. 8-2 ст. 199, п. 8 ст. 214 НК, п.п. 92, 100 Проекта).
При этом в течение налогового периода удержание налога налоговыми агентами с доходов плательщиков будет осуществляться по ныне действующим ставкам. А плательщики, получившие доходы, превышающие 200 тыс. белорусских рублей, будут обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу в порядке, установленном статьей 222 НК (абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. ст. 219 НК). Такая налоговая декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст.222 НК). При этом к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие право на получение налоговых вычетов, зачет налога, уплаченного за рубежом с полученного там дохода, а также иные документы.
Подоходный налог удержанный и перечисленный в бюджет налоговым агентом, или уплаченный плательщиком с доходов, начисленных за календарные месяцы налогового периода, в которых имеется такое превышение, подлежит зачету (подп. 1.9 ст. 219 НК). А вот налоговые льготы, предусмотренные статьями 208 – 212 НК, в том числе предоставленные налоговым агентом в течение налогового периода, к сумме доходов, превышающих 200 тыс. белорусских рублей, не применяются.
Таким образом, физлицам, получившим в течение года высокие доходы, вероятно придется собрать сведения обо всех выплатах из каждого источника, включая вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам и дивидендам. Налоговые агенты, у которых выплачивались эти доходы, обязаны предоставлять в инспекции МНС сведения о таких выплатах (п. 6 ст. 85 НК, постановление Совмина от 07.04.2021 № 201).
Перечень применяемых в 2024 году ставок подоходного налога представлен в таблице:
Ставка, % |
|
общая стандартная ставка |
13 |
доходы физлиц по трудовым договорам от резидентов ПВТ до 1.01.2025 г. |
13 |
по доходам, исчисленным в случае выявления превышения расходов над доходами, не удержанных налоговыми агентами, по не выплаченными выигрышам, по незаконной предпринимательской деятельности |
26 |
по доходам от осуществления предпринимательской деятельности |
20 |
по доходам от осуществления предпринимательской деятельности, если они нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 рублей |
30 |
по совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, и полученных от источников в РБ в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание ОИС, в размере, превысившем 200 000 белорусских рублей в год |
25 |
по выигрышам в азартные игры |
4 |
дивиденды, получаемые физлицами — налоговыми резидентами РБ от белорусских организаций, если прибыль не распределялась: |
|
в течение 3 предшествующих календарных лет |
6 |
в течение 5 предшествующих календарных лет |
|
доходы физлиц по трудовым договорам от юрлиц и ИП, зарегистрированных с 1.07.2015 по 31.12.2025 г. в юго-восточном регионе Могилевской области (п. 1 указа от 08.06.2015 № 235) |
10 |
по доходам от аренды жилых/нежилых помещений, машино-мест – в фиксированных суммах |
приложение 2 |
В 2024 году власти намерены ввести очередные налоговые новшества. Возможные правки предусмотрены как для населения, так и для юрлиц. Одно из предложений — ввести дополнительный стандартный налоговый вычет по подоходному налогу для молодых специалистов.
Чиновники также хотят ввести новшества по налогу на недвижимость, но подробности не раскрывают.
Для учредителей сельскохозяйственных организаций могут ввести льготу по налогу на прибыль. Чиновники также рассматривают вариант, чтобы во внереализационные расходы включали деньги, которые были направлены на покупку и строительство имущества сельскохозяйственного назначения.
Одна из возможных налоговых правок касается применения инвестиционного вычета. Рассматривает вариант увеличить этот вычет и срок его применения (в том числе для крупных плательщиков, реализующих инвестиционные проекты).
С 1 января 2024 г. введен дополнительный стандартный налоговый вычет для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих)
В целях стимулирования привлечения и закрепления молодых специалистов у нанимателей в статью 209 Налогового кодекса включены нормы, в соответствии с которыми с 1 января 2024 г. молодые специалисты, молодые рабочие (служащие), получившие высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование, имеют право на получение дополнительного стандартного налогового вычета по подоходному налогу в размере 620 руб. в месяц.
Такой налоговый вычет предоставляется молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), получившим:
- высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование и трудоустроенным в соответствии со свидетельством о направлении на работу;
- высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций.
Дополнительный стандартный налоговый вычет предоставляется:
- в течение срока обязательной работы у нанимателя по распределению (перераспределению), трудоустройству в счет брони, направлению (перенаправлению) на работу и срока продолжения с ним трудовых отношений, но не более 7 лет с даты трудоустройства у такого нанимателя в соответствии со свидетельством о направлении на работу;
- в течение срока обязательной военной службы — молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), получившим высшее, научно-ориентированное, среднее специальное или профессионально-техническое образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций.
Ставки подоходного налога
С 1 января 2024 г. установлена ставка подоходного налога в размере 25 %, которая применяется в отношении совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке подоходного налога, установленной пунктом 1 статьи 214 Налогового кодекса (13 %), и полученных физическими лицами от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за 2024 г. 200 000 руб.
Вышеперечисленные доходы, в отношении которых применяются ставки подоходного налога, установленные иными пунктами статьи 214 Налогового кодекса и (или) иными законодательными актами, не участвуют в определении совокупного дохода, в отношении которого применяется ставка подоходного налога в размере 25 %.
Так, не подлежат налогообложению по ставке в размере 25 % следующие доходы:
1. дивиденды и приравненные к ним доходы, полученные от:
- юридических лиц, подоходный налог по которым исчислен по ставке в размерах 0 % или 6 % (пп. 5 и 6 ст. 214 Налогового кодекса);
- юридических лиц, подоходный налог по которым исчислен по ставкам, установленным международными договорами;
- резидента Парка высоких технологий участником (акционером) такого резидента, подоходный налог по которым исчислен по ставке в размере 9 % (п. 31 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12);
- резидента Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», подоходный налог по которым исчислен по ставке в размере 0 % (п. 51 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166);
2. доходы по трудовым договорам, заключенным физическими лицами с:
- резидентами Парка высоких технологий, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 13 % в соответствии с подпунктом 11.3 пункта 11 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (не в соответствии с п. 1 ст. 214 Налогового кодекса);
- резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», субъектами инновационной деятельности индустриального парка, совместной компанией, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 9 %;
- организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2025 г. на территории юго-восточного региона Могилевской области, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 10 %;
Как изменят доходы, с которых не надо платить налоги
Доходы от дарения, которые не облагают подоходным налогом, в 2024 году повысят до 10 431 рубля (сейчас — 9338 рублей). Белорусы могут получить определенную сумму в подарок и не платить с нее подоходный налог. С суммы превышения нужно заплатить налог по ставке 13%, а также подать налоговую декларацию по итогам года.
В 2024 году также повысят:
- доходы от основного нанимателя и не являющиеся оплатой труда (путевки, призы, подарки и так далее), в том числе пенсионерам, ранее работавшим у этого нанимателя, — до 3151 рубля от каждого источника в течение года (сейчас — 2821 рубль);
- доходы от иных организаций и не являющиеся оплатой труда (призы, подарки и так далее) — до 208 рублей от каждого источника в течение года (сейчас — 186 рублей);
- безвозмездную (спонсорскую) помощь, а также пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на благотворительный счет в банке — в размере 20 843 рублей в сумме от всех источников в течение года (сейчас — 18 660 рублей);
-
страховые взносы по договорам добровольного страхования за работника по месту основной работы — в пределах 5395 рублей в течение календарного года (сейчас — 4830 рублей).
Вопрос 5. Подпадают ли под порог 200 000 белорусских рублей доходы полученные по договорам аренды имущества, расположенного в Беларуси?
Не подпадают. В порог 200 000 включаются доходы в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.
Предоставление имущества в аренду или финансовую аренду (лизинг) не является услугой, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом применительно к отдельным налогам, сборам (пошлинам). Применительно к подоходному налогу иное не предусмотрено.
Необходимо помнить, что деятельность по предоставлению в аренду имущества может зачастую являться предпринимательской и повлечь необходимость уплаты налогов иных, чем подоходный, или подоходного, но по ставке 20% для индивидуальных предпринимателей. В частности, согласно письму МНС от 10.01.2023 № 3−1−13/00077 следующая деятельность будет являться предпринимательской:
— физическое лицо планирует одновременно сдавать в аренду два принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещения одному юридическому лицу;
— физическое лицо планирует одновременно сдавать в аренду части принадлежащего ему на праве собственности одного нежилого помещения различным юридическим лицам.
Обращаем внимание, что ответы подготовлены исходя из проекта изменений по состоянию на 11.10.2023 года и могут быть изменены по мере внесения корректировок в проект изменений и позиций правоприменительных органов.
Профессиональный налоговый вычет
Вычет предоставляется только тем лицам, которые являются авторами (создателями) объектов авторского права и ОИС. Лица, которые являются собственниками (правообладателями), но не являются авторами (создателями) объектов интеллектуальной деятельности, права на вычет не имеют.
В отношении таких доходов профессиональный вычет предоставляется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Вместо этого физлицо вправе получить профессиональный налоговый вычет в установленных размерах:
- 20% суммы начисленного дохода – по литературным, драматическим, музыкально-драматическим, хореографическим произведениям, за пантомиму и другие сценарные произведения; картам, планам, эскизам, иллюстрациям и пластическим произведениям, относящимся к географии, картографии и другим наукам; компьютерным программам; произведениям науки; производным произведениям; составным произведениям;
- 30% суммы начисленного дохода – по аудиовизуальным произведениям; произведениям архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографическим произведениям, в том числе произведениям, полученным способами, аналогичными фотографии; изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам и иным результатам интеллектуальной деятельности;
- 40% суммы начисленного дохода – по музыкальным произведениям с текстом или без текста; произведениям изобразительного искусства; произведениям прикладного искусства.
Как и в предыдущие годы, при определении размера налоговой базы подоходного налога в 2023 году физическое лицо вправе получить социальный налоговый вычет в размере суммы, уплаченной в течение календарного года за обучение в учреждениях образования Беларуси (имеются ввиду первое высшее, среднее специальное или профессионально-техническое) или погашение кредитов, выданных белорусскими банками на эти цели. Причем вычет предоставляется, если обучается как само физическое лицо, так и лица, состоящие с ним в отношениях близкого родства (родители, дети, супруги, родные братья и сестры).
Кроме того, с 1 января 2023 года в Налоговый кодекс внесены коррективы с учетом норм Указа Главы государства от 27 сентября 2021 года №367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». Как следствие, теперь физлицо вправе получить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им (возмещенной налоговому агенту) в качестве страховых взносов по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования.
НДС: что изменилось для ИП
Индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, за исключением возникновения суммы НДС, излишне предъявленные продавцом в электронных счетах-фактурах и первичных учетных документах, в том числе в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы (статья 112 НК).
Т.е. после вступления в силу изменений применять НДС
индивидуальным предпринимателям будет запрещено.
Что делать с НДС? Согласно ст. 132 индивидуальные предприниматели, а также организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, относят на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав суммы налога на добавленную стоимость.
Кто платит подоходный налог в Беларуси
Подоходный налог в Беларуси платят все физические лица, получающие доходы на территории страны. Он обязателен для граждан, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, которые получают зарплату, премии, вознаграждения, проценты, дивиденды, сдают имущество в аренду или заводят свой бизнес.
Налоговая ставка на подоходный налог составляет 13%. Однако для неработающего населения, пенсионеров, инвалидов и некоторых других групп налоговые льготы предусмотрены. Они позволяют снизить налогооблагаемую базу и, соответственно, сумму налога.
Оплата подоходного налога производится ежемесячно, и сумма налога удерживается непосредственно из заработной платы работника работодателем, который затем перечисляет его в бюджет страны. Белорусский законодательство строго наказывает за уклонение от уплаты подоходного налога, поэтому все налогоплательщики обязаны соблюдать налоговое законодательство страны.
Сравнение подоходного налога в Белоруссии с другими странами
Система налогообложения имеет большое значение для экономического развития и привлекательности страны для иностранных инвесторов. Рассмотрим ставки подоходного налога в Белоруссии и сравним их с другими странами.
В Белоруссии налог на доходы физических лиц существует с 2009 года и установлен в размере 13%. Это означает, что граждане Белоруссии должны уплачивать 13% налога с любых полученных доходов, включая заработную плату, арендные платежи, доходы от инвестиций и дивиденды.
Сравним данную ставку с подоходным налогом в других странах. Например, в России ставка подоходного налога составляет 13%, так же, как и в Белоруссии.
В других странах ставки подоходного налога могут существенно отличаться. Например, в Соединенных Штатах Америки ставки подоходного налога варьируются от 10% до 37% в зависимости от уровня дохода. В Германии ставка подоходного налога составляет 14-45%.
Таким образом, ставка подоходного налога в Белоруссии сопоставима с другими странами, и при принятии решения об инвестициях в Белоруссию необходимо учитывать этот фактор.
Повышение стандартных налоговых вычетов
В 2024 году в Республике Беларусь вступят в силу изменения в системе налоговых вычетов. Одним из ключевых изменений будет повышение стандартных налоговых вычетов для налогоплательщиков. Повышение этих вычетов направлено на поддержку граждан, стимулирование развития экономики и социальной сферы страны.
Согласно новым правилам, стандартные налоговые вычеты будут увеличены на определенные проценты в зависимости от различных категорий граждан. Например, семьям с детьми будет предоставлено повышенное значение вычета, чтобы снизить их налоговую нагрузку и обеспечить дополнительные средства на воспитание детей.
Для лиц, достигших пенсионного возраста, также будет предоставлено увеличенное значение налогового вычета. Это позволит пенсионерам иметь больше средств на свои потребности и обеспечит социальную защиту данной категории граждан.
Другие категории налогоплательщиков, такие как молодые специалисты, инвалиды с детства и ветераны труда, также получат повышенные налоговые вычеты. Это поможет создать условия для их трудоустройства, социальной защиты и улучшения качества жизни.
Повышение стандартных налоговых вычетов в 2024 году – это важный шаг в направлении справедливой и социально ориентированной налоговой системы. Оно будет способствовать укреплению финансового благополучия граждан и созданию более равных условий развития в различных категориях населения.
Преимущества и недостатки системы налогообложения
Преимущества подоходного налога в Белоруссии представляют собой:
- Прозрачность системы: ставки подоходного налога определены законодательством и применяются одинаково для всех налогоплательщиков.
- Удобство для налогоплательщиков: подоходный налог удерживается автоматически из заработной платы, что упрощает процесс уплаты налогов и предотвращает возможные ошибки.
- Способствует социальной справедливости: более высокий процент налогообложения для лиц с высоким доходом позволяет снизить разрыв между богатыми и бедными слоями населения.
- Поддержка общественных нужд: средства, полученные от подоходного налога, могут направляться на развитие образования, здравоохранения и других сфер общественного блага.
Однако, система налогообложения также имеет ряд недостатков:
- Высокие ставки налогообложения: для лиц с высоким уровнем дохода ставки могут быть значительными, что может стимулировать уход в теневую экономику или за границу.
- Отсутствие стимула к инвестициям: высокие ставки налога могут сдерживать предпринимательскую активность и инвестирование.
- Непредсказуемость изменений: изменение ставок и правил налогообложения может создавать нестабильность и неопределенность для налогоплательщиков и деловой среды.
Ставка подоходного налога для ИП может составить 30%
Для индивидуальных предпринимателей, у которых в текущем налоговом периоде доходы от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 рублей, ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 30% в течение всего налогового периода.
Пример. Доход у предпринимателя в сентябре 2024 г. составил 600 тыс. руб. с нарастающим итогом. Это значит, с января 2024 года будет перерасчет подоходного налога по ставке 30%, т.к. налоговый период – год.
Индивидуальный предприниматель, совокупный размер доходов и (или) валовой выручки которого от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом в течение календарного года превысил 500 000 белорусских рублей, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица начиная с 1 января календарного года, следующего за календарным годом, в котором образовалось такое превышение.
Превышение дохода по критерию 500 000 рублей грозит не только повышенной ставкой налога, но обязательством по регистрации юридического лица.