Эвакуация машины при владельце основные правила

26.01.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эвакуация машины при владельце основные правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Санкт-Петербурге задержанный автомобиль возвращается сразу после обращения за ним. Работа по выдачи производится круглосуточно. При возврате фиксируется дата и время, срок хранения исчисляется в часах.

Действия хозяина машины

Что же делать, если машину эвакуируют при хозяине? В данном случае автомобилисту важно защитить свои права и не нарушить КоАП. Примерная последовательность событий такова:

  • инспектор заполняет протокол, и, руководствуясь этой бумагой, авто увозят на штрафстоянку. Если владелец присутствует, он должен подписать документ. Когда хозяина нет либо подпись ставить он не хочет, требуется привлечь двоих понятых;
  • в самом протоколе обязательно присутствует информация, о времени, дате, месте составления, виде нарушения ПДД, а также подразделение, должность, ФИО инспектора;
  • в документе прописываются данные о водителе;
  • когда авто имеет любые неисправности при задержании, это фиксируется на бумаге. Данный момент должен проконтролировать сам автовладелец.

Какие нужны документы, чтобы вернуть автомобиль?

Вернуть автомобиль может собственник, а также его представитель (причем ему не обязательно самому иметь право на управление этим транспортным средством).

Собственник предъявляет следующие документы:

  • Паспорт (или иной документ, подтверждающий личность).
  • Документ, подтверждающий владение транспортным средством.

Представитель должен дополнительно предъявить:

  • Водительское удостоверение.
  • Полис ОСАГО.
  • Свидетельство о регистрации автомобиля.
  • Паспорт или иной документ, подтверждающий личность (этот пункт и далее – если нет права на управление автомобилем).
  • Документ, подтверждающий владение автомобилем.
  • Доверенность, дающая право получить автомобиль со стоянки.

Кто имеет право на задержание транспортного средства?

В соответствии с ч.3 ст.27.13 КоАП РФ, принятие решения о задержании, отмене такого задержания и возврате ТС принимает должностное лицо, обладающее полномочиями составлять административный протокол по тем статьям административных кодексов (федерального и местных), по которым предполагается задержание машины.

Статья специально не указывает на конкретное должностное лицо или службу, т.к. региональное законодательство вправе установить дополнительный перечень служб (лиц), обладающих такими полномочиями. Например, в Москве принимать решение об эвакуации могут не только сотрудники ГИБДД, но и МАДИ (Московской дорожной автоинспекции), наделенные этими компетенциями по нормам регионального законодательства и соответствующего договора с МВД. При этом правила оформления задержания и возврата ТС одинаковые для всех должностных лиц.

Что делать, если автомобиль эвакуируют прямо при водителе?

Если Вы подошли до начала движения эвакуатора с погруженным на него ТС, то Вы можете устранить причину задержания на месте, припарковав ТС в положенном месте. Однако штрафа в этом случае избежать не удастся и инспектор ГИБДД, обязан разъяснить причину и составить протокол. Водитель вправе не согласиться с текстом протокола.

Следует знать, что документ не будет иметь юридической силы, если протокол составлен с нарушениями, а составитель не желает вносить в него изменения. В этом случае под вопросом и факт самого правонарушения. Без протокола его нет.

Если эвакуатор уже тронулся с задержанным автомобилем, запрещается (ст. 27.13 КоАП РФ):

  • мешать проезду;
  • срывать пломбы и садиться в свой автомобиль;
  • мешать перемещению задержанного авто.

Если автовладелец нарушает правила перемещения эвакуатором ТС, за это положены штрафы.

Если вы застали процесс эвакуации

Буксировку машины на штрафстоянку можно остановить. Если вы заметили, что инспектор оформляет протокол или автомобиль начинают грузить, сразу подходите к месту событий. Пока эвакуатор не начал движение, процесс можно остановить.

Представьтесь сотруднику ГИБДД и предъявите документы на автомобиль. Если они остались в салоне, вам должны предоставить доступ к транспортному средству. Инспектор выпишет штраф за административное правонарушение, но оплачивать услуги эвакуации и хранения не придётся.

Читайте также:  Можно ли в 15 лет работать в кфс

Когда машина полностью погружена и эвакуатор начал движение, вы не имеете права препятствовать буксировке. Остаётся только забрать машину с штрафстоянки по инструкции, приведённой выше.

Поэтому если вы видите, как эвакуируют чужую машину, попытайтесь помочь владельцу. Если его номер указан на карточке под лобовым стеклом, предупредите водителя — сотрудники полиции этим заниматься не станут.

Процедура оформления эвакуации

Эвакуация автомобилей происходит по одной и той же схеме. Инспектор ДПС составляет протокол и забирает ТС на штрафную стоянку. Владелец машины подписывает этот протокол. Если водитель не хочет его подписывать, инспекторы находят двух понятых.

В документе указывают дату, время эвакуации и точное место парковки. Инспектор записывает информацию о себе и личные данные водителя. Если машина неисправна, и это стало причиной принудительной эвакуации, технические проблемы вносят в протокол.

Если вы пришли к месту парковки, пока автомобиль еще не успели забрать на штрафстоянку, попытайтесь оплатить штраф на месте. Скорее всего, машину оставят в покое.

Обратите внимание! При подозрениях на незаконную эвакуацию изучите ПП РФ «О задержании, запрещении эксплуатации транспортного средства», ст. 27.13 ФЗ №195, Приказ МВД №185, ФЗ №42 и ч.1.1 ст.27.13 КоАП.

Если ваш автомобиль неисправен, и вы не можете припарковать его в подходящем месте, звоните нам. Диспетчеры «ЭвакуаторПрофи» разберутся в ситуации, дадут юридически грамотный совет, оформят выезд эвакуатора в любое время суток и в любую погоду.

1. Приняв решение о задержании ТС, инспектор ГИБДД или МАДИ (если нарушение относится к сфере компетенции этой организации) оформляет:

  • протокол об административном правонарушении;
  • протокол о задержании ТС. Согласно п. 7 ст. 27.13 КоАП, копия этого протокола вручается водителю ТС и лицу, которое будет исполнять решение о задержании ТС (сотруднику службы эвакуации). Если протокол составлялся в отсутствие правонарушителя, то копия «с решением должностного лица о возврате задержанного ТС вручается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным ТС, незамедлительно после устранения причины задержания ТС» (п. 8 ст. 27.13 КоАП);
  • акт приема-передачи ТС. В нем записываются все повреждения, имеющиеся у эвакуируемого ТС.

Как должна происходить эвакуация по закону?

Правила эвакуации автомобиля в общем случае таковы. Уполномоченное лицо составляет протокол о задержании автомобиля и присутствует на месте до того момента, как транспорт начинают перемещать на спецстоянку. Протокол можно составить в присутствии двух понятых или под видеозапись.

В протоколе должны быть указаны дата, время, место, основание для задержания автомобиля, инициалы и фамилия того, кто составил протокол, а также сведения об автомобиле и человеке, управлявшем им, наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество того, кто будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

Если владелец автомобиля присутствует при составлении протокола, он должен поставить на нем свою подпись. В случае отказа должна быть сделана соответствующая запись в протоколе. Пострадавший автовладелец получает копию протокола.

Важно! Если управляющий автомобилем человек соглашается сразу исправить причину, по которой должно быть задержано авто, эвакуировать его на спецстоянку по закону нельзя. В этом случае дополнительные санкции в отношении нарушителя не применяются.

Новый порядок эвакуации транспортных средств

С июня 2015 года на территории нашей страны началось действие новых правил, касающихся процедуры автомобильной эвакуации. Положения, содержащиеся в них, несколько улучшают ситуацию с правами рядовых водителей. Какие же именно изменения содержит данный документ?

1. Вызвав эвакуатор и оформив все необходимые документы, инспектор ГИБДД обязан не покидать места происшествия до момента, пока платформа вместе с погруженным авто не начнет движение. Вернувшийся к данной минуте водитель имеет право на немедленную разгрузку эвакуатора, после чего вывоз автомобиля невозможен. Дело ограничится выпиской штрафа с обязанностью немедленной оплаты. Его размер составляет 1500 руб. повсеместно и 3000 руб. — в городах федерального значения.

2. Нарушение инспектором вышеуказанного требования влечет удержание с него административного штрафа в сумме 20 000 руб., что прописано в статье 12.35 КоАП.

3. С августа 2015 года вводится дополнительное уточнение — производить эвакуацию можно лишь тогда, когда дорожному знаку сопутствует табличка «Работает эвакуатор». Если такой информации не имеется, акт вывоза признается незаконным. Данное новшество помимо этого сопровождается правилом, обязывающим работников ГИБДД предупреждать об установке подобных табличек за 20 дней путем публикации предварительной информации. Кроме того, все сведения такого рода обязаны содержаться на официальных сайтах органов, контролирующих дорожную ситуацию.

Читайте также:  Ветхое жилье Воронеж в 2024 году

4. Процедура эвакуации объявляется незаконной и тогда, когда нарушение состоит в отсутствии у водителя удостоверения. Обязанности инспектора теперь — проверка по базе наличия такового и наказание забывчивого автовладельца штрафом в 500 руб. Если же права отсутствуют в принципе либо водитель лишен их по суду, применение эвакуатора законно и оправдано.

5. Новые правила содержат и момент, не относящийся непосредственно к эвакуации. Речь идет об отдельных водителях, незаконно украшающих собственную машину табличкой «Инвалид». Подобное нарушение карается штрафом того же размера — 500 руб. Если же наблюдается парковка в специальном месте для инвалидов, штраф увеличивается десятикратно — до 5000 руб.

Как, в каком порядке действовать при незаконной эвакуации ТС

Если автомобиль эвакуируют незаконно, водитель должен знать, что делать в подобной ситуации. Чтобы защитить себя от незаконных действий инспектора и службы эвакуации, необходимо предпринять следующие действия:

  • Обратиться к инспектору ГИБДД, контролирующему эвакуацию.
  • Предоставить документы автовладельца и удостоверение водителя.
  • Узнать, по какой причине эвакуировали автомобиль.
  • Попросить инспектора показать документы. Водитель имеет такое право.
  • Если нарушения устранимы силами автовладельца, необходимо сообщить об этом инспектору. Эвакуация автомобиля должна быть приостановлена.
  • Если эвакуация продолжается, необходимо зафиксировать основные моменты. Это может быть номер служебной машины и эвакуатора, данные сотрудников и прочее.
  • Найти свидетелей, которые подтвердят незаконные действия полицейских и эвакуационной службы.
  • Сделать видеозапись с фиксацией факта нарушений, совершенных должностными лицами.

Попросить выдать оформленную при эвакуации документацию (протоколы задержания и привлечения к ответственности). Без этих документов эвакуацию можно считать незаконной. Машину должны опечатать. В противном случае действия службы эвакуации также будут незаконными.

Если отстоять автомобиль не удалось, сразу после эвакуации необходимо написать письменное заявление в региональную дорожную инспекцию, указав на нарушения или незаконность проведенной процедуры. В заявлении необходимо указать, какие неправомерные действия имели место быть.

Действия, от которых владельцу эвакуируемого авто следует отказаться:

  • Паниковать, повышать голос на сотрудников ГИБДД.
  • Конфликтовать с окружающими, произносить нецензурные слова.
  • Не подчиняться инспектору при требовании выйти из автомобиля. Такое поведение будет расцениваться, как нарушение.
  • Не предоставлять документы. Вся документация на авто должна быть предоставлена сотруднику эвакуационной службы.
  • Наносить вред имуществу службы эвакуации.

Эвакуация машины: когда можно остановить ее?

Могут ли эвакуировать машину, если водитель подошел? Ответ на данный вопрос зависит от большого количества обстоятельств, характеризующих процедуру эвакуации. В самом общем случае она включает следующие основные этапы:

  1. Обнаружение инспектором ГИБДД факта нарушения ПДД, по которому предусмотрена эвакуация автомобиля.

Общераспространенный сценарий — нарушение правил парковки. Например — парковка на пешеходном переходе, на автобусной остановке, вторым рядом.

  1. Принятие инспектором ГИБДД — исходя из обстоятельств выявленного нарушения ПДД, решения о задержании ТС, и последующий вызов эвакуатора — который предоставляется специализированной государственной или частной организацией.
  2. Оформление инспектором ГИБДД в установленном порядке нарушения ПДД, составление предусмотренных законом протоколов о задержании машины и о совершении ее владельцем административного нарушения.
  3. Осмотр автомобиля перед погрузкой, документирование при необходимости внешних недостатков кузова (царапин, повреждений), опломбирование машины.
  4. Погрузка машины на прибывший эвакуатор и последующее ее перемещение на ближайшую штрафстоянку.

В случае если владелец машины подошел к ней до начала процедуры под пунктом 5, то машину должны отдать незамедлительно и безоговорочно — при условии, что владелец оперативно устранит причину ее задержания. То есть — если речь идет о неправильной парковке, переставит машину в правильное место или попросту уедет на ней.

При этом, разумеется, водителю в установленном порядке будут переданы штрафные документы — по которым он должен будет произвести уплату штрафа за совершенное правонарушение. Тот факт, что автовладельцу удается «перехватить» машину перед ее эвакуацией, не освобождает его от ответственности за совершенные действия, которые послужили поводом для вызова эвакуатора.

В случае, если автовладелец пришел на то место, где оставил автомобиль, в момент совершения процедуры, описанной под пунктом 5, то он вправе остановить процесс эвакуации только в одном случае — если очевидным образом даст знать работникам эвакуационной службы о своей явке до момента, когда эвакуатор сдвинется с места.

То есть, машину должны отдать, если, к примеру:

  • к ней начали прикреплять конструкционные элементы манипулятора;
  • она уже «висит в воздухе» – перед размещением непосредственно в эвакуаторе;
  • она уже находится в эвакуаторе — который пока что стоит на месте.
Читайте также:  Правила постройки дома на участке ИЖС в 2024 году

Если эвакуатор с погруженной машиной тронулся хотя бы на несколько сантиметров — истребовать возврата автомобиля уже нельзя.

Таким образом, эвакуация автомобиля при владельце будет прекращена, если он даст знать о своей явке до момента начала движения эвакуатора. При этом, не имеет значения, насколько он успел отъехать: вполне возможно, что он совершает какой-то локальный маневр (например, разворачивается), стоит на ближайшем светофоре или, едва отъехав от места погрузки автомобиля, встал в пробку и стоит там уже несколько минут (а то и часов). Машину в таких случаях не отдадут. Придется ехать за ней на штрафстоянку.

Действия хозяина машины

Что же делать, если машину эвакуируют при хозяине? В данном случае автомобилисту важно защитить свои права и не нарушить КоАП. Примерная последовательность событий такова:

  • инспектор заполняет протокол, и, руководствуясь этой бумагой, авто увозят на штрафстоянку. Если владелец присутствует, он должен подписать документ. Когда хозяина нет либо подпись ставить он не хочет, требуется привлечь двоих понятых;
  • в самом протоколе обязательно присутствует информация, о времени, дате, месте составления, виде нарушения ПДД, а также подразделение, должность, ФИО инспектора;
  • в документе прописываются данные о водителе;
  • когда авто имеет любые неисправности при задержании, это фиксируется на бумаге. Данный момент должен проконтролировать сам автовладелец.

Миф 3. Не смогут эвакуировать, если заехал на тротуар

Еще один способ, который часто советуют в автомобильных сообществах для избежания эвакуации — парковка автомобиля на тротуаре или вблизи бордюра, либо с заездом на тротуар половиной корпуса автомобиля. Водители считают, что в таких ситуациях сотрудникам службы эвакуации придется оттаскивать машину за свободные колеса. И якобы только после этого машину можно будет погрузить на эвакуатор и увезти на штрафстоянку. Принято считать, что эвакуаторщики избегают таких действий из-за риска повреждения подвески и последующих обязательств по возмещению ущерба.

На деле все обстоит гораздо проще. Сотрудники эвакуации уже давно научились максимально безопасно перемещать автомобиль за свободные колеса. Техники ювелирно сдвигают автомобиль зацепом и освобождают заблокированную сторону, чтобы погрузить машину на эвакуатор и увезти ее на штрафстоянку.

Как избежать эвакуации автомобиля

В случае если вашему автомобилю грозит задержание, есть несколько способов, которые могут позволить избежать эвакуации. В частности, как упоминалось выше, если эвакуатор не начал движение, водитель вправе забрать собственный автомобиль.

Однако, если протокол оформляется по причине того, что водитель находился в состоянии опьянения, либо по причине отсутствия у него водительских прав, а также из-за неисправностей автомобиля, в таком случае он не может иметь права на то, чтобы забрать автомобиль. В таковой ситуации можно предпринять следующие действия:

  • Обеспечить самостоятельный приезд эвакуатора с доставкой автомобиля на свою территорию;
  • Переправление автомобиля при помощи другого водителя;
  • Устранение неполадок автомобиля самостоятельно.

После задержания автомобиля инспектор должен выдать разрешение на возврат авто его владельцу, однако возможна выдача такового разрешения исключительно при подтверждении права собственности на данное транспортное средство. Для того, чтобы забрать авто со штрафстоянки, оплачивать штраф и услуги самой стоянки с эвакуатором не обязательно – они могут быть оплачены и в будущем, либо оспорены в судебном порядке.

Как понять, что машину эвакуировали, а не угнали

Возможно, первое, что вы подумаете, не обнаружив свой автомобиль там, где вы его оставили, – то, что его украли. Что делать? Следует позвонить в дежурную часть (телефон 112), куда сообщаются сведения обо всех происшествиях на дороге, включая случаи, когда машину эвакуировали. Учитывайте, что информация туда поступает, увы, не мгновенно.

В дежурной части вы можете узнать, был ли ваш автомобиль на самом деле задержан, куда помещен на хранение, что вам нужно делать и какие понадобятся документы.

Имея на руках все документы, автовладелец обращается в отделение полиции. Но не в любое, а в то, где работает инспектор, который эвакуировал машину. Там получает дубликат протокола о задержании и документ, разрешающий забрать автомобиль со штрафстоянки.

Перед тем как выдать разрешение, автовладельцу разъясняют его обязанность погасить штраф. Сделать это можно в течение 2 месяцев.


Похожие записи: